Хотим мы или нет, но наши мысли, чувства, переживания сосредоточиваются на определенных предметах и явлениях окружающего мира. Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное.
В первом случае человек сосредоточивается на предмете без особых усилий, без специальной цели быть внимательным, во втором — руководствуется сознательной целью и заранее принятым решением.
Внимание новорожденного ребенка непроизвольно. Но уже ко второму году жизни вместе с умением ходять и ориентироваться в окружающем пространстве появляются элементы произвольного внимания.
Дети 4— 5 лет могут подолгу играть, слушать рассказы взрослых, однако они еще не умеют управлять своим вниманием, отвлекаются, с трудом сосредоточиваются на делах, которые их мало интересуют. Задача родителей — развивать у детей произвольное внимание. Малыш любит рассматривать картинки — попросите его отыскать те или иные изображения, рассказать об их особенностях.
Младший школьник выполняет довольно сложные требования учителя и родителей. Чтобы научиться писать, читать, считать, усваивать разнообразные сведения из учебных предметов, требуется много внимания. Воспитанию у детей произвольного внимания способствует строгое соблюдение ими режима в школе и дома, своевременное выполнение домашних заданий и различных поручений взрослых, правильное чередование труда и отдыха. Во всех случаях ребенок учится сосредоточивать свое сознание на определенных предметах и правилах действия с ними.
На уроках учителя применяют различные приемы для развития произвольного внимания школьников. Одна из главных задач состоит в том, чтобы дети заинтересовались содержанием учебного материала, благодаря чему их произвольное внимание превращается в непроизвольное. Переходы от одной формы внимания к другой и обратно — характерная закономерность сознания школьников, обнаруживающаяся как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Нарушения этой закономерности приводят к различным видам рассеянности.
Задать вопрос
|