Основа послушания — признание авторитета родителей и воспитателей, чувство симпатии, уважения и любви к ним.
Добиваясь послушания, надо действовать по возможности последовательно. Ни одна область жизни ребенка не может быть оставлена без требовательного и уважительного внимания. Приказаний, требований, запретов не должно быть слишком много.
Послушный ребенок без пререканий выполняет просьбы и требования взрослых. Он без напоминаний выполняет свои обязанности: убирает на место игрушки, содержит в порядке учебные принадлежности, следит за своей одеждой.
Иногда случается так, что ребенок заигрался или зачитался интересной книжкой, а взрослые требуют немедленно сделать что-то другое: сесть за уроки, сходить в магазин, принести какую-нибудь вещь. Увлеченный своим делом, ребенок как бы не слышит родителей. Не всегда такое поведение надо толковать как непослушание. Собираясь о чем-то попросить ребенка, но видя, что тот поглощен интересным занятием, следует сначала отвлечь его внимание, дать возможность переключиться, а потом уже требовать.
Большое значение в воспитании послушания имеет умение распорядиться, предъявить требование. Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении.
Одна из ошибок родителей состоит в том, что они стремятся достичь послушания ради послушания и пресекают любое проявление детской самостоятельности, т. е. фактически добиваются не столько послушания, сколько безропотной покорности. При таком подходе к воспитанию у ребенка могут развиться безволие, скрытность и даже лживость.
Родители обязаны помнить, что послушание — лишь один из этапов на пути воспитания сознательной дисциплины.