Воспитание не только должно развить ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
Эта жажда труда, любовь к труду должна воспитываться в семье, где каждый, в том числе и ребенок, принимает на себя часть общих забот и обязанностей. Уже старший дошкольник может сам заправлять постель, следить за одеждой и обувью, поддерживать порядок в своем детском хозяйстве. Приучать детей к самообслуживанию и вовлекать их в посильный труд по дому нужно с ранних лет.
Чем старше становятся дети, тем сложнее и содержательнее должны быть их трудовые обязанности. Подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники и двери, убрать со стола, сходить в магазин — эти и подобные поручения могут выполнять и старшие дошкольники, и младшие школьники.
Задача родителей добиваться, чтобы свои обязанности дети выполняли с желанием, старательно, без напоминаний.
Когда ребенок начинает ходить в школу, на первый план выступает учение, которое открывает большие возможности для воспитания трудолюбия. Педагоги, родители воспитывают у школьников усидчивость и прилежание, ответственное отношение к учебным заданиям.
Но учение в школе не заменяет и не отменяет других видов труда, и прежде всего труда бытового. Школьник и школьница должны помогать по дому: убирать квартиру, участвовать в приготовлении пищи и т. д.