В процессе умственного воспитания у старших дошкольников нужно развивать восприятие, внимание, память, мышление. Умственное развитие не может осуществляться без накопления знаний и представлений, без их систематизации, но главным условием здесь является формирование познавательных интересов, умственной активности, стремления приобретать новые знания и умения. Не сам по себе недостаток знаний и представлений, а «интеллектуальная пассивность» зачастую обусловливает слабую успеваемость ребенка в школе.
В подготовке ребенка к школе большое значение имеет трудовое воспитание. Выполняя посильные трудовые поручения и обязанности без излишней опеки взрослых, ребенок овладевает умением сознательно поставить цель и найти способы ее достижения, планировать действия, контролировать себя.
Ребенку, не приученному к элементарному труду и дисциплине, в школе бывает трудно. Он непоседлив в классе и дома за уроками. Пройдет много времени, прежде чем он втянется в школьную жизнь, станет организованным и дисциплиниованным.
Наиболее целенаправленно подготовка к школе осуществляется в условиях детского сада, где группа детей шестилетнего возраста так и называется — подготовительная к школе.