Рафаэлло Джованьоли – это очень известный итальянский историк-романист, которому особую популярность принес роман «Спартак», написанный им в 1874 году. Этот роман является «флагманом» большого цикла исторических романов Рафаэлло, которые он посвятил истории Римской империи. Однако, среди всех романов писателя, только роман «Спартак» оказался самым ценным в художественном плане.
Нет на свете такого человека, который не зачитывался романом «Спартак», особенно в подростковом возрасте, когда хочется, чтобы добро обязательно побеждало зло. Самыми главными достоинствами «Спартака» являются его историзм и своеобразный пафос в борьбе, который не оставляет читателей равнодушными к героям и событиям, их окружающим. Рафаэлло Джованьоли являлся замечательным исследователем и знатоком римской истории. Его поколение еще проникнуто таким понятием как «патриотизм», который воспринимался ярко и естественно, не застывая в обычной обывательской форме.
По этой причине писатель так тщательно работал в своем романе «Спартак» над самой историей восстания народов, которых угнетала Римская империя. Однако, несмотря на то, что восстание Спартака писатель характеризует довольно ярко, как восстание рабов, он не исключает того, что свергнуть собственнический строй – это утопия. Рафаэлло Джованьоли в своем романе ближе к националистическим идеалам. На творчество Рафаэлло Джованьоли большое влияние оказали Дюма-отец и Вальтер Скотт, благодаря которым в его произведениях прослеживается романтическая традиция. Джованьоли учился и у итальянских романистов, которые примыкали к «Молодой Италии, это Капраника Л. и д’Адзельо М.
Интересно, что наиболее широко известное произведение Рафаэлло Джованьоли – его роман «Спартак» вызывал во многих странах неоднозначное мнение о себе. В частности, в России он был долгое время запрещен, цензура не пропускала огромные куски текста, которые безжалостно вырезались при перепечатывании романа. Можно сказать, что варианты книги «Спартак», которые выпускались до 1905 года, были сильно сокращены, благодаря той же цензуре. Из-за этих вырезанный кусков долгое время «Спартак» воспринимался только лишь как молодежный приключенческий роман, без глубинного смысла.
После 1905 года ситуация несколько изменилась, «Спартак» стали издавать «левыми» издательствами без вырезанных купюр, но тогда он воспринимался только лишь на уровне революционной литературы, вместе с «Оводом» или же «Записками Лоренцо Бенони». Полная версия романа Рафаэлло Джованьоли «Спартак» была издана в России только после 1917 года.