От природы люди не бывают ни добрыми, ни злыми, а приобретают эти качества под влиянием условий социальной среды и воспитания, прежде всего семейного.
Ребенок, едва научившийся ходить и говорить, способен переживать понятные ему реальные и сказочные события. Жалко козлика, которого съели серые волки, очень хочется помочь бабушке, которая заболела и не может подняться с постели. Сочувствуя, проявляя отзывчивость и заботу, ребенок по крупицам аккумулирует нравственное качество, имя которому доброта.
Доброта формируется у детей в повседневных делах. Оберегая молодое деревце, развешивая в саду кормушки и гнезда для птиц, воспитывая щенка, ребенок начинает осознавать потребность защищать слабые существа, заботиться о них.
Воспитанию доброты способствуют игры, требующие взаимопомощи и взаимовыручки. Но игры без направляющего влияния взрослых могут способствовать и воспитанию жестокости. Это бывает в тех случаях, когда более сильные и ловкие дети заставляют слабых и неумелых подолгу «водить», высмеивают за неловкость.
Уже в раннем возрасте ребенок должен знать, что доброту не следует подчеркивать и афишировать, выставлять напоказ. Проявления доброты, чуткости, отзывчивости должны быть естественными и незаметными, органически свойственными поведению человека.
Чем старше дети, тем важнее внушать им, подлинная доброта — это не всепрощение, что она обязательно должна сочетаться с требовательностью и принципиальностью.
загрузка...
|