Как научить ребенка читать по системе Глена Домана?
Книга Глена Домана «Как научить ребенка читать» впервые была издана в середине шестидесятых годов прошлого века. С тех пор ее многократно переиздавали, и она была переведена почти на двадцать языков. Впоследствии Доманом с соавторами были написаны еще несколько книг, посвященных раннему развитию ребенка. Все эти книги объединены в серию под названием «Тихая революция».
Учим ребенка читать по методике Домана
Предварительно необходимо изготовить специальные карточки. Из обычного белого картона вырежьте полоски размером десять на пятьдесят сантиметров и напишите на них толстым красным фломастером слова печатными буквами. Толщина букв должна быть полтора сантиметра, высота — семь с половиной сантиметров. Шрифт — один и тот же для всех слов.
Обучать ребенка чтению надо в определенной последовательности.
1.Первый шаг — отдельные слова
Для первого занятия вам потребуются пять карточек. Доман советует начинать с простых, приятных и знакомых ребенку слов ( названия членов семьи, домашние животные и т.д.)
Само занятие должно проходить в спокойной обстановке, ничто не должно отвлекать внимание малыша. Ребенок должен быть здоров, весел и готов воспринимать новую информацию.
Покажите ребенку первую карточку со словом «МАМА», вслух произнесите следующее: «Это означает мама». Время демонстрации — 1 секунда. Не надо ничего дополнительно объяснять ребенку. Сразу же переходите к следующей карточке. После показа пятой карточки обнимите вашего малыша и поцелуйте его. В течение первого дня показывайте карточки еще три раза с обязательным перерывом между занятиями не менее 30 минут.
Во второй день покажите малышу три раза пять вчерашних карточек и еще три раза пять новых. В сумме получится шесть занятий.
На третий день добавьте еще пять карточек. Всего пятнадцать карточек и девять занятий.
На четвертый день — двадцать карточек и двенадцать занятий.
На пятый день — двадцать пять карточек и пятнадцать занятий.
Начиная с шестого дня из каждого набора карточек, которые ребенок видел в течение пяти дней, убирается одно слово и заменяется новым. Поступайте так каждый день. Во избежание путаницы, на обратной стороне каждой карточки запишите дату ее первого показа.
Таким образом, каждый день вы будете показывать ребенку по двадцать пять карточек, разделенных на пять наборов, по пять слов в каждом из наборов. Каждый набор демонстрируется трижды в день. Каждый день добавляете пять новых слов, и убираете пять старых.
По методике Домана наборы создаются по определенным темам: предметы домашнего обихода, личные вещи, части тела, животные, продукты питания.
Сначала вы работаете только с существительными, а когда их число достигнет пятидесяти, вводятся карточки с глаголами.
2. Второй шаг — словосочетания
У ребенка уже имеется определенный словарный запас, и он готов соединять слова друг с другом. На втором шаге Доман рекомендует вводить карточки с названиями цветов. Когда ребенок запомнит цвета, сделайте карточки со словосочетаниями типа: «ЗЕЛЕНОЕ ЯБЛОКО» «ОРАНЖЕВЫЙ СЛОН» и т.д.
Со временем вы почувствуете, что малыш готов двигаться дальше. Сделайте карточки с антонимами и показывайте их ребенку, а затем переходите к словосочетаниям «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ» и т.п.
3. Третий шаг — простые предложения
Переходим от словосочетаний к предложениям. На этом этапе вам нужно изготовить новые карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ».
Размер букв уменьшите до пяти сантиметров. Кроме того, на этом шаге Гленн Доман рекомендует сделать специальную книгу. В книге должно быть пять предложений и иллюстрация к каждому предложению. Сначала текст, а за ним картинка. Размер пособия — 20x45 см, шрифт — красный, высота букв пять сантиметров. Если у вас есть фотоаппарат, то проиллюстрируйте книгу фотографиями самого ребенка. Зафиксируйте момент, когда малыш совершает то или иное действие. Детям очень нравятся подобные дневники.
4.Четвертый шаг — распространенные предложения
На этом шаге вводятся карточки, на которых написаны сложные предложения, состоящие из трех или более слов. Высота букв — четыре сантиметра. Со временем увеличивайте число слов в предложении, а размер букв уменьшайте до 2.5 см, а потом и до одного сантиметра. Цвет шрифта постепенно замените на черный.
5. Пятый шаг — книги
Наконец-то ребенок дорос до настоящих книг. Нужную книгу можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Она должна удовлетворять таким требованиям:
1.Словарь — 50-100 слов, знакомых вашему ребенку.
2. Не более 1-го предложения на странице.
3.Высота букв не менее одного сантиметра.
4. Текст должен быть напечатан перед картинками или располагаться отдельно от них.
Читайте книгу неспеша, очень выразительно два-три раза в день на протяжении нескольких дней. Потом поставьте книгу на полку, и пусть ваш ребенок читает ее, когда захочет. Одной книжки будет явно недостаточно. Неплохой выход — покупайте в магазине готовые книжки и переписывайте их нужным шрифтом, а иллюстрации вырезывайте и наклеивайте. Постепенно у малыша соберется своя собственная библиотека.
В рамках одной, пусть и объемной статьи невозможно осветить все нюансы методики Глена Домана. Поэтому я рекомендую вам приобрести и внимательно изучить следующие книги автора: «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка» (Глава 17 - Как научить вашего ребенка читать).
В каждом наборе слов все слова должны начинаться с разных букв.
Action 20 мая 2010 23:10
ничего хорошего в этой методике нет, но к сожалению родители это понимают тогда, когда уже поздно...
kilubatra 8 июня 2010 05:26
Я учила дочку по похожей методике, только без всякого Домана.
В год купили ей кубики с алфавитом, к двум годам она уже знала все буквы. Сделала карточки с трех- и четырехбуквенными словами - нос, рот, дед, дядя, папа, мама... имена всех членов семьи - всего было штук сорок. Дочка их быстро запомнила, узнавала сразу. Когда ей было два с половиной, соседи отдали нам сынишкину "кассу букв и слогов" от первого класса. Буквы были ссыпаны в коробочку из-под леденцов. В первый же день я попросила дочку собрать слово "собака". Она нашла все нужные буквы, но сложила их в беспорядке, и мы вместе на слух стали расставлять их, как надо. После этого она еще пару дней развлекалась с "кассой", а потом перешла на чтение газетных заголовков. Через неделю она свободно прочла в яслях на стенде слово "политинформация". Так что читать и говорить она начала практически одновременно. В четыре года стала читать "про себя", а в пять скорость чтения у нее была уже выше, чем у меня, хотя я читаю быстро. Пришлось отдать ее в школу в шесть лет. С письмом были сложности поначалу, но зато писала она абсолютно грамотно. Читая текст практически по вертикали, она успевала заметить и опечатки, и стилистические неточности. К 16 годам она прочла всю нашу домашнюю библиотеку (немаленькую), всего Достоевского - пару раз.
Я не сомневалась, что из читателя она рано или поздно переквалифицируется в писателя. Так и вышло. Работала в газете, сейчас пишет стихи и романы.
А вот сын начал читать только после школы! А как напишет что-нибудь... У него астигматизм, и это очень мешало ему нормально читать и писать. Грамотность сносную приобрел только после курсов "Репетитор". Впрочем, сейчас наверстывает, работая в газете - хоть не журналистом, но не писать, так читать приходится много. Впрочем, и писать у него тоже неплохо получается.