В предыдущей обзорной статье о трех видах живописных белых красок я упомянул о совершенно уникальных особенностях свинцовых белил. Здесь рассказывается о них подробнее.
Первый фактор - оттенок. Свинцовые белила обладают меньшей белизной, чем другие, и имеют теплый оттенок, ввиду чего и разбелы на них (смеси с другими красками) становятся более теплыми. Например, телесный цвет (т.н. неаполитанская желтая), которым выполнялись лица и тела на полотнах старых мастеров, можно получить только на основе этих белил.
Второй фактор - плотность. Она весьма значительна и составляет 6,2 г/см3, чем в полтора раза превосходит титановые и почти в три раза цинковые. Что это дает практически? Необыкновенную вязкость, которая позволяет наносить мощные корпусные мазки, буквально «вылепливая» форму в светах! Эти белила позволяют делать сильную и интересную фактуру, проявляющуюся особенно после нанесения лессировок (тонких прозрачных слоев красок), что можно увидеть, например, в работах Рембрандта.
Помимо этого, свинцовые белила в отличие от прочих довольно быстро высыхают и проявляют сиккативные свойства (ускорение высыхания) в смесях с другими красками, а также обладают очень хорошей адгезией (прочность соединения с материалом, на который они нанесены: грунт и предшествующие слои красок).
Учитывая, что свинцовые белила используются в живописи со времен раннего средневековья, становится понятно, что без них не могут обойтись, например, реставраторы, копиисты, копирующие работы старых мастеров, а также современные художники, работающие в их манере и технике. Добиться, скажем, абсолютно аналогичных эффектов фактуры живописи и оттенков при смешении с другими красками ни цинковыми, ни титановыми белилами невозможно.
Задать вопрос
|