Третья, заключительная статья о том, как подготовить холст для масляной живописи. В ней рассказывается о завершающем этапе - грунтовке (эмульсионный грунт).
В двух предыдущих говорилось о натяжке холста и его проклейке.
После проклейки холста желатином необходимо нанести два слоя клея ПВА, разбавленного с водой в пропорции 1:1. Это нужно, чтобы придать грунту пластичность. Эти и все последующие слои наносятся широким флейцем
Непосредственно грунт состоит из трех слоев. Первые два - одинаковы по составу, делаются на ПВА. Третий - желатиновый.
Итак, вот состав первых двух слоев (массовые части):
ПВА - 1
вода - 3
сухой пигмент - 0,75
В качестве пигмента может использоваться мел (высокого качества, чистый), либо порошок цинковых белил, охры и т.д.
Слои наносятся с интервалом не менее 8-ми часов, в перекрестном направлении друг к другу.
Состав заключительного слоя (массовые части):
вода - 17
желатин - 1
пигмент - 2
масло касторовое - 0,3
глицерин - 0,3
В приготовлении этого состава есть одна трудность - смешать масло с раствором желатина. Поэтому лучше желатин готовить не сразу в указанной пропорции, а «круче», т.е. брать воды только 1/2 или 2/3 от конечного объема, а после смешивания с маслом уже долить оставшуюся. Для более тщательного размешивания лучше использовать миксер.
Этот заключительный слой является самым важным, он вступает в непосредственное взаимодействие с масляной краской, поэтому нанести его нужно крайне ответственно, следить чтобы не было «прогалин» (непокрытых мест). Важно: писать на этом грунте сразу по высыхании нельзя, ему необходимо дать выдержку около двух недель.