Репин Илья Ефимович (р. 1844),выдающийся русский живописец. Представитель второго периода передвижничества, развившегося в 70—80-х гг. в условиях политической реакции.
Тяга живописи к большим полотнам, к исторической и психологической тематике, расчет на мецената-собирателя выявляются в произведениях Репина.
В творчестве Репина сочетались: либерализм, окрашенный в народнические тона («Бурлаки», «Террористы», «Арест пропагандиста», «Крестный ход» и т. д.), психологическая трактовка истории как драмы личности («Иван Грозный и его сын Иван», «Царевна София») и интерес к сказочным («Садко») и историческим («Запорожцы») сюжетам.
Как в тематике, так и в значительной формально-стилевой эволюции для Репина характерны неустойчивость, шатания и эклектизм несмотря на огромный художественный талант. Характерным образчиком внутренней противоречивости живописи Репина является «Иван Грозный». Драма личности вытесняет здесь всю политическую значимость, сводя ее к отвлеченному морализированию.
Некоторое «философствование» вообще очень свойственно Репину, отразившись в ряде малоудачных религиозных картин и росписей (например в Храме Спасителя). Обратившись одним из первых к широкому мазку, текучей массе, изображаемой в мгновенном зрительном образе, и к раннеимпрессионистической проблеме света (пленэр), Репин импрессионизма до конца не усвоил.
Репин написал ряд портретов выдающихся общественных деятелей и художников. Но эти портреты передают лучше физический, нежели психологический облик изображаемых лиц. Картины Репина — в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
Задать вопрос
|