Применяя наказания, родители должны учитывать возрастные особенности детей.
Дошкольников и младших школьников целесообразно наказывать в основном по логике естественных последствий проступка. Мальчик разбросал игрушки, не хочет их собрать. Едва ли следует за это ставить в угол или долго стыдить, называя неряхой и лодырем. Лучше сказать: «Не убираешь за собой — не будешь играть» — и на некоторое время отобрать игрушки.
Чем меньше детище, тем не продолжительнее должно быть наказание.
Подростков надо наказывать как можно реже и с чрезвычайной осторожностью, помня об их самолюбии, легко ранимом чувстве собственного достоинства. Чем старше дети, тем больше надо обращать внимание не на мелочи в их поведении, а присматриваться к их отношениям с друзьями и товарищами, со старшими и младшими в семье. Справедливая оценка поведения становится решающим условием эффективности наказания детей среднего и старшего школьного возраста.
Не следует, однако, думать, будто существуют какие-то идеальные семьи, где наказания вообще не нужны. Проявления упрямства, эгоизма, стремление уклониться от обязанностей, показать перед товарищами свою «лихость», «взрослость» и т, п. — все это в той или иной степени бывает свойственно детям из самых разных семей.
Разумное, умело использованное наказание является и здесь полезной воспитательной мерой.
Задать вопрос
|