Специальную группу составляют дидактические игрушки. Они развивают мышление ребенка, знакомят его с многообразием цвета, формы и т. д.
Для самых маленьких детей следует покупать пирамидки, матрешки и тому подобное.
Для более старших интересна мозаика, состоящая из геометрических форм, или цветных шариков. Особый вид дидактических игрушек составляют настольно-печатные игры: лото, парные картинки, кубики и др., в которых требуется систематизировать предметы, решать умственные задачи.
Мячи, обручи, скакалки, каталки, с которыми играет маленький ребенок, содействуют его физическому развитию. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно рекомендовать кегли, серсо, бирюльки, летающие колпачки.
Строительно-конструкторские наборы развивают стремление конструировать. Из деталей этих наборов можно создавать много предметов для игр самого разнообразного содержания.
Младших школьников, особенно мальчиков, интересуют технические игрушки (подъемные краны, телефоны, киноаппараты, экскаваторы). Большой популярностью пользуются металлические и пластмассовые «Конструкторы», из деталей которых старшие дошкольники и младшие школьники строят модели самолетов, домов и т. д.
Особую группу составляют музыкальные и звучащие игрушки: погремушки, ксилофоны, металлофоны. Точно настроенные, правильно звучащие игрушки развивают слух и музыкальную память ребенка, прививают любовь к музыке.