Дефектология — наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими недостатками.
Применяя клинические, психологические и педагогические методы, дефектология вырабатывает методы изучения аномальных детей, определяет пути и средства компенсации дефектов развития, разрабатывает общие основы системы воспитания обучения и включения аномальных детей в производственную деятельность.
В нашей стране для детей с различными аномалиями создана сеть специальных школ, в которых ведется учебно-воспитательная и лечебная работа по специальным методикам. Например, специальные приборы, применяемые в школах слепых, создают благоприятные условия компенсации дефектов и дают возможность детям изучать такие явления окружающего мира, которые обычно воспринимаются только зрением.
Детям с дефектами слуха 12-летние школы дают образование, приравненное к 8-летнему в массовой школе. После окончания школы они могут продолжить образование в средних технических учебных заведениях (в некоторых из них существуют специальные отделения для глухих) или в заочных средних школах. Специальные группы для глухих есть и в ряде технических вузов.
Юноши и девушки с дефектами зрения могут поступать в вуз непосредственно после окончания средней школы. Во всех специальных школах серьезное внимание уделяется подготовке воспитанников к труду, которая ведется с учетом требований современного производства. Все учащиеся в ходе обучения получают профессию.
Для детей, лишенных слуха и зрения (слепоглухих), имеются специальные учреждения, которые работают по специальной системе, разработанной дефектологами.