Термин «социальная реклама» появился совсем недавно и используется только в России, во всем мире принято определение «некоммерческая реклама» или «общественная реклама». Цель такой рекламы – привлечь внимание к проблемам общества или отдельного человека.
В социальной рекламе используется тот же набор средств, что и в коммерческой – телевизионные ролики, билборды, реклама в печатных изданиях, на транспорте, но цели у них совершенно разные. Основная задача коммерческой рекламы – изменить отношение потребителя к тому или иному товару в положительную сторону и увеличить рост продаж. У некоммерческой рекламы должна быть идея, обладающая социальной ценностью и цель – изменить поведение общества, обратить внимание на какую-то конкретную проблему. Например, привлечь внимание к проблемам пожилых людей или к борьбе с беспризорностью, безопасности на дорогах, экологии. По сути, социальная реклама – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят в обществе.
Социальную рекламу заказывают некоммерческие организации, различные ассоциации и государственные структуры. В ней не должны упоминаться индивидуальные предприниматели, коммерческие структуры или какие-либо товары.
Наиболее часто в СМИ встречается реклама некоммерческих организаций и именно на нее откликается большинство людей. Некоммерческие организации – это больницы, церкви, благотворительные фонды, которые помогают нуждающимся и больным людям. Характер деятельности этих организаций определяет и направленность социальной рекламы. Как правило, это привлечение средств на строительство храмов, в общественные фонды или помощь конкретному человеку, нуждающемуся в дорогостоящем лечении. Пропаганда здорового образа жизни, например, известная подборка роликов «Сломай сигарету» тоже относится к социальной рекламе, размещаемой некоммерческими организациями.
Социальной рекламой пользуются и различные профессиональные, гражданские и торговые ассоциации. В основном для рекламных роликов берутся сюжеты из повседневной жизни, цель которых – утверждение простых жизненных истин и создание позитивного общественного мнения, спокойствия в обществе. Как пример можно привести рекламный слоган «Позвоните родителям» или «22 часа. Ваши дети дома?»
Среди государственных структур социальной рекламой наиболее часто пользуются ГИБДД и налоговая инспекция. Такой рекламы немного и в основном ее количество зависит от времени года. Например, когда подходит к концу время сдачи налоговых деклараций, социальная реклама об этом напоминает.
По тому, как сделан ролик социальной рекламы зачастую судят о профессионализме рекламщиков. Социальную рекламу делать гораздо сложнее, она должна вызывать сильные эмоции и по силе своего воздействия на человека должна быть мощнее, чем коммерческая реклама.