Возможны ли географические открытия в тиши кабинетов?
У Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта» есть очень интересный персонаж – профессор Жак Паганель, учёный-географ, обладавший энциклопедическими знаниями в области географии, но ни разу не путешествовавший дальше своего кабинета. Возможно ли стать маститым географом, сидя в кабинете, и сделать при этом какое-либо открытие?
Северные берега России омываются водами Ледовитого океана, самый северный и суровый. Значительная его часть покрыта дрейфующими льдами и торосами. Несмотря на такие жестокие условия, океан всегда привлекал искателей приключений и учёных. Северный Морской путь – самый короткий путь по морям Ледовитого океана для доставки грузов к северным территориям. Разведку его начала еще в начале 18 века Северная экспедиция, описавшая к 1843 году северные берега страны. Ломоносов М.В. разработал проект новой экспедиции для прокладки северного морского пути, но царское правительство того времени его не поддержало. Только в 20 веке началось широкомасштабное изучение и освоение этих территорий.
На этом пути лежало Карское море, которое даже летом покрыто льдами, из-за чего его называют «ледяным мешком». Старинные записи поморов и мореходов, бывавших здесь, внимательно изучал В.Ю. Визе, академик, географ. Судовой журнал со шхуны «Святая Анна» привлек его внимание особенно. Только этот журнал остался от экспедиции Г. Брусилова, капитана «Св. Анны». Визе смог установить, что экспедиция Брусилова пыталась пересечь Карское море там, где никто раньше не плавал. На карте учёный прокладывал линию, показывающую, как дрейфовал корабль по координатам из судового журнала, чтобы выяснить скорость движения льдов. На этой линии он вдруг заметил одну особенность: в определенном месте корабль почему-то резко изменил курс, как будто какое-то препятствие лежало на его пути. Визе решил, что это вполне мог быть остров.
Так Визе с помощью судового журнала и географической карты, сидя в своем кабинете, открыл остров в Карском море. Правда, никто из других ученых тогда не особенно поверил в выводы Визе, очень скептически отнеслись к его выводам.
Но спустя 6 лет после своего кабинетного открытия, в 1930 г., Визе отправился в экспедицию на ледоколе «Георгий Седов». 14 августа члены экспедиции ступили на землю этого острова, названного в честь своего открывателя – остров Визе. Это небольшой по площади остров, всего 200 кв.км, сложенный из осадочных пород, почти без растительности и со скудным животным миром, вечно хмурой погодой.
Открытие Визе не единственное в своем роде. Также вслепую были открыты острова неподалеку от Шпицбергена, которые были названы барьером Кропоткина.