«Кисть, перо, бистр» - наверняка подобную подпись под рисунками старых мастеров многие видели в художественных альбомах или музеях. Если кисть и перо себе представляет каждый, то вот о бистре стоит рассказать отдельно.
Бистр получают из сажи, получаемой от сжигания буковой древесины. В зависимости от степени обжига древесины можно получить бистр различного оттенка: от коричневого до черного.
Собранную сажу сначала растирают на камне, чтобы пигмент получился «тонким» (мелко стертым), а затем промывают в воде, чтобы удалить различные смолистые вещества. После этого его отмучивают (процедура описана здесь) и смешивают пигмент с природным клеем, камедью (смола вишни или сливы). Воду выпаривают, но не до конца, а лишь до получения вязкой массы, напоминающей воск. Из этого «воска» формируют или просто лепят вручную таблетки, как акварельные, и дают высохнуть.
Работать бистром можно точно так же, как акварелью и тушью, можно писать кистью или пером. Но в отличие от акварели и туши бистр обладает неповторимым природным теплом, за что и был так ценим художниками XV-XVII веков.
Задать вопрос
|