Развитие звуковой речи детей подготавливается гулением и лепетом, за которыми следуют первые сочетания звуков, отнесенные к предмету (примерно с 10 месяцев). Произношение основных звуков обычно усваивается к 3 годам. Недостатки в произношении (р_л; с—з—ц; ш—ж) могут сохраняться до конца дошкольного периода и непременно требуют вмешательства врача-логопеда.
Речь детей развивается в общении со взрослыми. Сначала это ответы на вопросы взрослого, несколько позже вопросы к взрослым по поводу незнакомых предметов.
В дошкольном возрасте (от 4 до 7 лет) у детей под влиянием игр, рисования, лепки и других видов деятельности быстро прогрессирует диалог и формируются монологические формы речи (рассказ о замысле игры, ее правилах, пересказывание виденного или слышанного и т. д,). Правильная и четкая речь родителей помогает детям быстрее освоить произношение звуков.
Осознание звуковой и грамматической сторон речи начинается обычно в младшем школьном возрасте. В процессе обучения дети достигают достаточно высокого уровня в восприятии художественной речи, в осознании языковых средств художественной выразительности.
Усвоив нормы литературного языка, дети начинают вырабатывать индивидуальный стиль, в который вносят свои личностно - эмоциональные особенности.
Развитие речи является одним из главных факторов общего развития ребенка. Помня об этом, родители должны чаще разговаривать с детьми, особенно в первые годы их жизни, читать им, вовлекать в игры, требующие языкового общения.
Задать вопрос
|