Разнообразие современных автомобилей начинает удивлять даже искушённых знатоков, что уж говорить о обычных людях, для которых автомобиль просто средство передвижения. Сегодня выбирая автомобиль в технических характеристиках можно встретить выражение: «На автомобиль устанавливается бесступенчатый вариатор».
Что такое механика, мы знаем, что такое автомат, тоже основная масса людей имеет представление. А что такое вариатор?
Первый вариатор изобрёл Леонардо да Винчи, хотя автомобили с вариаторами стали делать только в пятидесятых годах прошлого столетия.
Автомобиль, оборудованный вариатором, в какой то степени похож на автомобиль с автоматом. Но принцип работы вариатора совсем другой.
У вариатора нет переключения скоростей как таковых. Соответственно нет и рывков при начале движения и при наборе скорости. Принцип действия вариатора в том, что при движении, он постоянно и плавно изменяет передаточное число.
Существует три основных вида вариаторов:
Первый, и наверное самый распространённый это клиноремённый со шкивами переменного диаметра.
Вторые – это цепные и третьи - тороидальные.
Вариатор имеет два шкива конусовидной формы, острыми концами обращёнными друг к другу, между которыми зажат клиновидный ремень.
Когда шкивы меняют положение, меняется и передаточное число. Ремень на таких вариаторах, представляет из себя, стальную ленту или набор стальных тросов.
При работе двигатель имеет постоянные обороты, а вариатор плавно меняет передаточное число. Что положительно сказывается на экономичности двигателя.
При всех достоинства вариатора, они имеют и недостатки - это дорогое обслуживание и ремонт. Да и ремень надо менять через каждые 100 000 – 150 000 километров.
И второе это небольшая обрабатываемая мощность. Поэтому эти устройства ставятся в первую очередь на автомобили малого класса.