Маленькие, коротколапые, коренастенькие собаки – забавные существа с веселым, игривым темпераментом, но какими-то печальными глазами. Хозяин для мопса – это «свет в оконце», божество, которого они безмерно любят.
Мопсы очень привязываются к своим хозяевам, очень скучают в разлуке, плохо переносят одиночество. Бывали случаи, когда собаки заболевали от тоски при долгом отсутствии хозяина.
Существует ряд очень древних пород собак – мопсы одна из таких. Собаки просто окружены мифами и легендами. Древнейшие рукописи Востока рассказывают о неких собаках с тупыми, сплюснутыми морда, совсем как у современных мопсов. И размеры и у этих мопсоподобных собак были такие же – маленькие, с немного непропорционально большой головой и глазами большими и выпуклыми.
Предки мопсов были любимыми собаками буддийских монахов, почитались тибетскими ламами. В Тибете о мопсах ходило такое поверье: если человек сможет взобраться на горную кручу, на которой орел свил гнездо, и взять рукой только что вылупившегося орленка, тот сразу же превратится в мопса. Такая это была редкая и недоступная порода собак.
В императорском Китае мопсы подобно пекинесам считались священными собаками. Жили исключительно во дворце императора. У каждой собаки был свой огромный штат слуг, исполнявших все прихоти собаки. Даже на прогулке собаку тщательно оберегали от глаз простых людей, носили в закрытом паланкине. Причиной тому были «таинственные» морщинки/складки (печать Будды) на лбу мопса, которые делали его божественной собакой.
В Европу мопсы попали в 17 веке благодаря голландским морякам, которые смогли купить нескольких мопсов на Востоке. Вскоре собаки этой породы стали привилегией королей. При многих королевских дворах обязательно были эти красивые собачки.
Брат Наполеона Бонапарта даже был заводчиком мопсов – у него был крупный питомник.
В России мопсы появились гораздо раньше, чем в европейских странах, но модной великосветской породой мопсы стали только в 18 веке. У каждой великосветской барышни была такая собачка, как обязательный модный аксессуар.
После революции собаки этой породы считались буржуазной породой, и постепенно поголовье их резко сократилось до нуля. Возродить породу в России смогли только в конце 1980-х гг.