При решении открыть "свое дело" надо иметь четкие представления, чем хотите заниматься, сколько это будет стоить - начало бизнеса и его "раскрутка". Необходим план деятельности, полезный для размышлений, коррекции и привлечения инвесторов. Как же составить эффективный бизнес-план?
Обычно бизнес-план включает следующие разделы.
1. Титульный лист с содержанием. Указать название фирмы или компании, юридический адрес, контакты (телефонные номера) предприятия его учредителей.
2. Введение, суть бизнес-плана. Достаточно двух страниц для изложения: род занятий, прибыльность, причины заинтересованности будущих клиентов. Для потенциальных инвесторов укажите размер необходимого первоначального капитала и пути его использования.
3. Обзор рынка, учитывающий "нишу", которую предполагается занять, собственную конкурентоспособность. Обосновать перспективы и возможные препятствия с указанием источников информации.
4. Бизнес-модель как план производственной деятельности. Охватить всех предполагаемых поставщиков и покупателей, уровень доходов и издержек.
5. Команда с обоснованием пунктов критерия подбора персонала. Предоставить резюме ключевых учредителей, руководителей
6. Всесторонняя смета, в которой должен быть учет буквально всех стартовых расходов. Обязательно отразить реальную арендную стоимость помещения, оборудования, рекламы.
7. Прогноз финансовых показателей хотя бы на ближайшие три года. Кроме сведенного баланса по прибыли и потерям, отразить движение средств, анализ окупаемости.
8. Возможные форс-мажорные обстоятельства и риски. Обдуманные и проработанные варианты выхода из затруднений, даже маловероятных, но теоретически возможных.
9. Дополнения и приложения являются обязательными документами. Статистические выкладки, резюме потенциальных сотрудников, подтверждение регистрации предприятия, аренды помещения, сведения о кредитах.