У современной дирижерской палочки было немало предков и такой, как сейчас, она была не всегда. У каждого маэстро были свои предпочтения, и управляли оркестром с помощью разных предметов.
Долгое время дирижирование было довольно громким – руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм, огромной баттутой – тяжелой, громоздкой деревянной тростью. В XV веке с развитием оркестровой игры и усложнением многоголосия появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло тихое дирижирование – жестами руки. Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным, мастера стали использовать различные предметы. Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.
Считается, что первым, кто вышел к оркестру с маленькой дирижерской палочкой в руке, был Людвиг Шпор, знаменитый немецкий скрипач, композитор и дирижер. Произошло это в 1820 году на концерте в Англии. Он свернул лист белой бумаги в тоненькую трубочку и с того времени дирижерская палочка стала легкой и светлой.
Определенного стандарта длины, веса или материала, из которого изготавливают современные дирижерские палочки, не существует. Единственное условие – палочка должна быть светлого цвета, чтобы музыканты хорошо ее видели в темноте.
Задать вопрос
|