|
Что такое обертон?
|
Мы не будем рассматривать этот вопрос с чисто научной, «сухой», точки зрения, но мне хотелось бы рассказать об обертоне в контексте музыки: что он дает и как используется музыкантами.
Самый простой и наглядный пример колебания тела - это струна. Дело в том, что струна (как и всякое колеблющееся тело как источник звука) колеблется не только всей своей длиной, но составляющими её частями. Помимо больших колебаний всей струны колеблется также её половина, треть, четверть и т.д. Это как бы самостоятельные мелкие колебания внутри одного большого. Разумеется, каждое такое мелкое колебание дает свой тон (высоту), который выше основного (главного колебания). Таким образом музыкальный звук (тон) на самом деле состоит из нескольких, которые мы обычно не улавливаем. Но они-то и придают звуку окраску, богатство звучания и право называться музыкальным звуком.
Что было бы, если их можно было бы убрать, можно представить себе на примере «пищалки» в старых моделях сотовых телефонов. Звук в них, сгенерированный электронным способом, как раз имеет только одну частоту (высоту тона), «главную» и лишен всех составляющих его более высоких частот, которые и называются обертонами (или гармониками).
Физика данного явления такова, что гармоники эти - если расположить их в порядке возрастания их частот - образуют («выстраивают») малый мажорный септаккорд. Услышать все обертоны, составляющие основной звук, довольно трудно, но некоторые - самые первые - очень просто. И если у вас есть дома гитара, то вы можете провести один опыт, который позволит вам услышать их.
Приглушите пальцем левой руки шестую или пятую струну (это можно делать на любой струне, но на басовых проще) строго над двенадцатым ладом, но не прижимайте к грифу. А теперь ударьте струну пальцем правой руки, как обычно при игре. Вы услышите мягкий, приглушенный звук - это и есть первый обертон. А теперь посмотрите во время колебания на струну: она неподвижна в том месте, где вы заглушили её, но видны амплитуды колебаний каждой из её половин (12-й лад - это середина струны).
То же самое можно проделать, приглушив струну над седьмым и пятым ладом. Вы услышите ещё более высокие обертоны. Музыканты называют их флажолетами и используют как специальный приём в игре. Существуют даже целые музыкальные произведения (или части в них), написанные для игры флажолетами, чтобы показать всю их нежность и воздушность.
Кроме исполнителей обертоны используют в своей работе и настройщики. Благодаря обертонам удается настроить инструмент более тонко. А иногда они вообще являются почти единственным способом настроить струну. Скажем, в низком регистре фортепиано.
Задать вопрос
|
Похожие ответы:
|
|
Искусство, Культура |
|
|
|
|