Рифма (возможно от древне-греческого, этиология не доказана), в стихосложении звуковой повтор (так называемое созвучие), которым заканчиваются две или более стихотворных строки (например: «Я сам, как зверь, был чужд людей. И полз и прятался, как змей», Лермонтов).
Повторы с известной закономерностью проводятся обычно через все стихотворение. Рифма принимает участие как в мелодической, так и в ритмической организации стиха.
Минимальным условием для рифмы является совпадение ударного гласного («поля» и «моя»).
В зависимости от положения ударения различают рифму мужскую (ударение на конце) — «вода», женскую — «воды» (ударение на 2-м от конца слоге), дактилическую (ударение на З-м слоге) — «водами», гипердактилическую (удар, на 4-м слоге), 5-сложную и так далее. Различают точную рифму, образованную однородными звуками, согласными и гласными («страх», «кострах») и неполную, или так называемый ассонанс («докеры» и «оперы»).
Существуют также поэтические приёмы и термины: эхо-рифма, сквозная рифма, санторифма.
Задать вопрос
|