Чувство достоинства у ребенка формируется в семье под влиянием множества факторов.
Взаимное уважение и доверие взрослых и детей, рассказы родителей о своей работе, о своем трудовом коллективе и его традициях, о членах семьи и друзьях — все это способствует развитию в детях чувства законной гордости за своих родных и близких, за свой народ, за собственную принадлежность к этой великой общности.
Важно, чтобы личное достоинство ребенка и в семье, и в школе всегда и безусловно уважалось. Некоторые родители и воспитатели ошибочно считают, что, пока ребенок мал, можно в отношении к ним и грубое слово позволить, и раздражительный окрик не сдержать, и обещание нарушить. Но дети, достоинство которых с малых лет унижается, сами начинают отвечать тем же: грубят родителям, учителям, обижают своих товарищей.
Достоинство не следует смешивать с зазнайством, бахвальством, высокомерием и другими отрицательными качествами. Подлинное достоинство неотделимо от скромности, уважительного отношения к другим людям.
Личным примером, разъяснением родители и учителя должны убеждать детей в том, что человек с развитым чувством собственного достоинства не терпит унижений, сдержан и не кичится заслугами.