Навыки у детей в основном образуются в процессе обучения с помощью специальных упражнений и заданий, они направлены на тренировку ребенка в одном или другом виде деятельности. По мере овладения умениями и навыками автоматизированные элементы появляются при письме, счете, выполнении чертежей, обращении с простейшими орудиями труда и так далее.
Привычки появляются под влиянием собственных потребностей и побуждений каждого человека. Например, навык чтения приобретается ребенком при требовании учителя прочитать что-то; привычка чтения – при самостоятельном интересе и побуждении к чтению. Навыки чаще всего связаны с «техническими» умениями человека, а привычки – с интересами и склонностями, поэтому привычки бывают индивидуальными.
Образование привычек начинается в раннем детстве, причем вначале большую роль в их возникновении играет подражание взрослым, от поведения которых в большинстве случаев зависит, какие сформируются у ребенка привычки.
Различают полезные и вредные привычки. Формирование полезных привычек и борьба с вредными составляют одну из важнейших задач родителей. Полезные привычки помогают соблюдать правила домашнего распорядка, вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми, быть ответственным за свои действия и поступки и т.п. Особо важное место среди всего разнообразия привычек занимает привычка к труду.
Навыки и привычки формируются не сразу, поэтому постоянство, четкость и однозначность требований к ребенку служат основными условиями воспитания у него нужных навыков и привычек.
Для каждого возраста характерно наиболее активное формирование тех или иных навыков и привычек (например, навыки чтения и письма наиболее целесообразно формировать с пяти-шести летнего возраста). Но ряд навыков и привычек надо закладывать с самого раннего детства и постоянно подкреплять, тренировать их.
Это привычки к труду, к взаимопомощи, вежливости, привычка быть внимательным, собранным, организованным, дисциплинированным и так далее.
Задать вопрос
|