Довольно часто нам приходится слышать слово "мотивация". И не обязательно с суде, как многие считают. Даже в школе можно услышать вопросы строгого учителя к нерадивому ученику: "Чем ты можешь мотивировать свой поступок?". Да что там в школе, нередко в садике воспитатель просит ребёнка промотивировать его действия. И как правило, бывает недоволен ответом, потому что ни взрослый ни ребёнок толком не понимают что означает сам термин - мотивация.
И так.
Термин мотивация означает в точности не просто "почему ты...", а "что тебя побудило на ...". Причём, имеется ввиду не определённые события, а эмоциональное состояние. То есть, скажем если вдруг ребёнок решит вам помочь помыть посуду. Мотивацией будет его эмоциональное желание, тот самый импульс, который чувствуют все дети, произнося слово "Я САМ". Кстати, и взрослые его частенько ощущают. А вот, "я хочу сделать сам потому... например, потому что хочу понравиться маме" Это уже причина, которая дала тот самый эмоциональный импульс.
Вот здесь кроется очень важный момент. Мотивация - это по-сути эмоции, заставляющие нас что-то делать и они очень важны. Если их поддержать, то в дальнейшем ребёнок сам будет хочет что-то сделать. Его не надо будет просить или заставлять.
Давайте рассмотрим всё на примере.
"Мама Я САМ хочу помыть посуду."
Что чаще всего ответит мама? Конечно же ему разрешит. Но. Для сохранения мотивации, а более понятно, того самого эмоционального толчка, нам надо создать позитивную атмосферу. Как известно, эмоции могут поддерживаться или угнетаться только соответствующими эмоциями.
Как могут развиваться события?
Первый вариант - мама похвалит ребёнка, каким бы результат не оказался. В результате у ребёнка формируется положительная эмоция от совершённого им поступка и в последующие разы у него будет сильная мотивация сделать то же самое.
Второй вариант - маме некогда, она не в духе, у неё ПМС или какие ещё там причины и она начинает ругать, отчитывать или проводить не самые приятные нотации по поводу плохо вымытой посуды, разбитой тарелки и луж на кухне. Результат такого поведения мамы будет отрицательные эмоции на повторение этого подвига и таким образом мотивация подавляется. После этого, ребёнок уже САМ не захочет этого делать. Он сможет выполнить просьбу мамы, но это будет не его личное желание. И это будет внешняя мотивация - просьба мамы, но не внутренняя - эмоциональный импульс. Причём, мотивацией будет только то, когда мама не просто приказала (здесь нет мотиваций, здесь исключительно причина), а рассказала, как ей будет приятно, если ОН САМ помоет посуду. Тем самым, вызывая эмоциональный импульс это сделать. Другими словами, искусственно вызывая мотивацию.
Разумеется, что внутренняя мотивация гораздо эффективней, поэтому в идеале надо развивать именно её.
Задать вопрос
|