В состязании двух великих не всегда судейство бывает адекватным. Об этом рассказывает Овидий в «Метаморфозах»:
Козлоногий Пан, лесной хозяин, создавший первую свирель-сирингу, очень гордился своей игрой на этом музыкальном инструменте. А потому решил вызвать на состязание Аполлона, бога искусств, прославившегося игрой на кифаре.
Состязание проходило на склонах Тмола. Выявить лучшего был бог горы Тмол. Аполлон появился на состязании в лавровом венке, пурпурном плаще, с кифарой из золота в руках. Первым начал выступать Пан. Над горными склонами потекли простые и нежные звуки пастушеской сиринги. Вслед за ним вступил в состязание Аполлон: тронул золотые струны соей кифары – и полилась божественная мелодия, очаровавшая всех вокруг. Слушатели стояли застывшие и зачарованные волшебной игрой бога-олимпийца: золотые струны гремели торжественно, даже природа замерла в глубоком молчании, внимая льющейся мелодии дивной красоты.
Когда Аполлон закончил свою игру, главный судья раздумывал недолго и отдал победу богу искусств. Все присутствовавшие на состязании восхваляли божественную игру, все, кроме царя Мидаса. Он хвалил игру Пана. Аполлон в гневе схватил Мидаса за уши, да так резко, что вытянул их. Уши Мидаса стали подобны ослиным, он тщательно прятал их под тюрбаном.
Козлоногий Пан, опечаленный проигрышем, удалился в лесную чащу. Только там можно услышать грустные и нежные звуки сиринги.
Задать вопрос
|